Велико-Тырново

Город Велико-Тырново (66 998 жителей, 210 метров над уровнем моря) царственно раскинулся на исторических холмах Света Гора, Царевец и Трапезица, по обоим берегам реки Янтра, прорезавшей фантастическое ущелье среди тырновских возвышенностей. Отстоит на 240 километрах к северо-востоку от Софии, на 86 километрах к востоку от Ловеча, на 46 километрах к северо-востоку от Габрово, на 50 километрах к востоку от Севлиево, на 43 километрах к юго-востоку от Павликени, на 42 километрах к северо-востоку от Трявны, на 106 километрах к юго-западу от Русе, на 7 километрах к юго-западу от Горна-Оряховицы и на 100 километрах к юго-западу от Тырговиште. Древнепрестольный город Болгарии. Областной центр.
 
История - Велико-Тырново запечатлел на скрижалях своей славной истории ярчайшие моменты прошлого Болгарии. Он является символом болгарской государственности и источником национальной гордости для каждого болгарина. Каждое местечко в нем дышит историей.
Самые ранние следы обнаружены на холме Трапезица (с первой половины ІІІ тысячелетия до Хр.) Концом эпохи бронзы (ХІІІ век до Хр.) датируемы остатки на холме Царевец. Это самое древнее поселение заселяли фракийцы (племена уздицензы и кробизы) и просуществовало до конца эпохи железа. Пора его расцвета относится к VІ веку до Хр. - І век. Его следы теряются в первых веках римского господства на наших землях (в начале Новой эры).
Следующий слой холма Царевец - ранневизантийский, с V до первой половины VІІ века, когда на холме существовал укрепленный город (одна из опорных точек Византии в северной части Балканского полуострова), выдержавший три века. На руинах этого города установлен большой болгарский поселок с VІІ - Х века. В конце Х века холм уже плотно заселен и в ХІІ веке является укрепленным городом и значимым хозяйственным центром.
Происхождение имени ведет свое начало от славянского слова "терн" или "трын" и в годах трансформируется в Тернов, Трынов, Тырнов, Тырновград, Тырново и Велико-Тырново, названное "Велико" ввиду своей величины, красоты и величия. В 1187 году восстание Асена и Петра кончается успехом, было отброшено византийское владычество и Тырновград становится столицей (третьей подряд в истории Болгарии) восстановленного болгарского царства. Следующие два столетия являются золотыми в истории города.
На холме Царевец были расположены Дворец болгарских царей и Дворец болгарского патриаршества, а на холме Трапезица - дома бояр и высшего духовенства, как и много церквей. Асенова махала, находящаяся между верхними двумя холмами, вдоль реки Янтра, заселялась ремесленниками. Квартал зарубежных купцов (франков) был к юго-востоку от башни Балдуина. Царевец и Трапезица были защищенными опоясывающими их прочными крепостными стенами во "внутреннем городе". У других двух кварталов тоже была крепостная защита, и они образовали "внешний город". Вне укреплений оставались лишь жилища самой бедной прослойки непривилегированных, и они находились у подножия холма Момина крепость, в непосредственной близости с рекой Янтра. В ХІІІ и ХІV веке столица Болгарии - большой политический экономический, торговый и культурный центр в Европе. В этом периоде болгарское государство достигло вершин своего развития. Вместе с Византией оно является первой силой на Старом континенте. Здесь строились роскошные дворцы, монастыри, церкви, крепостные сооружения, моста, большие дома. Здесь развивали многостороннюю свою деятельность Тырновская художественная, и в особенности - Тырновская литературная школы, чьи зачинатели, организаторы и самые яркие представители - патриарх Евфимий и Феодосий Тырновский. Весь этот материальный и духовный подъем был прерван 17 июля 1393 года, когда, после трехмесячной осады Велико-Тырново, как и постепенно вся Болгария, пали под турецким владычеством... Престольный город в пепелищах.
Необходимы были века, чтобы город восстановился и пережил новый экономический, культурный и политический подъем в эпоху Болгарского национального Возрождения. Развиваются ремесла, процветает торговля, строятся красивые дома, общественные здания, церкви (большой вклад в это дело внес непревзойденный самобытный зодчий-самоучка Уста - Колю Фичето), находит свое выражение и стремление к просвещению и национальному самосознанию, набирает силу борьба за церковную и национальную независимость. Население старой болгарской столицы принимает участие в Тырновских восстаниях с 1598, 1686 и 1700 годов, в Велчовой завере (1835 г.), в восстании Капитана деда Николы (1856 г.), в Хаджи-Ставревом бунте (11862 г.) и в Апрельском восстании с героического 1876 года. Тогда на городской площади повесили Бачо Киро, Цанко Дюстабанова и многих других борцов за свободу. Сюда не раз прибывал и Апостол Левский (в последний раз - в 1872 году, но, к сожалению, окованным).
7 июля 1877 года Велико-Тырново снова свободен. С 10 февраля по 16 апреля 1879 года здесь заседает Учредительное собрание, которое создает первую болгарскую конституцию - Тырновскую, одна из самых демократических в Европе того времени. 17 апреля 1879 года в Велико-Тырново заседает Первое Великое народное собрание освобожденной Болгарии за избирание главы государства. 27 июля того же года болгарским князем избран Александр Батенберг. 6 сентября 1875 года Стефан Стамоболов и Петко Каравелов именно здесь принимают решение о признании Соединения Княжества Болгарии и Восточной Румелии.
Несмотря на то, что после Освобождения София стала столицей Болгарии, Велико-Тырново остается святыней для всех болгар, бастионом болгарского национального духа и самосознания. В городе родились Петко Р. Славейков, большой артист Константин Кисимов, писатели Эмилиян Станев и Димитр Мантов, и ряд еще выдающихся болгар.

Достопримечательности - Археологический заповедник "холм Царевец" в восточной части современного города, реставрирована крепостная стена, которая, в сочетании с природными достопримечательностями, обеспечивала безопасность важнейших для тогдашнего государства институтов. В самой южной ее части возвышается т. н. Башня Балдуина в которой был заключен латинский император Балдуин, после того как был взят в плену царем Калояном при разгроме крестоносцев в 1205 году у Адрианополя. Один из самых интересных объектов - это Дворец болгарских царей, представляющий собой самостоятельную крепость на площади из 4 872 квадратных метров. Самыми представительными помещениями во дворце были Тронный зал и дворцовая церковь Св. Петки. Дворец, который непрерывно достраивали в ХІІІ и ХІV веке, после того как город пал под турецкую власть, был полностью разрушен.
Второй большой архитектурный комплекс на холме Царевец - Дворец болгарского патриаршества. Патриарший комплекс возвышается на самом высоком месте, над дворцом царя. Он занимал площадь из около 3 000 квадратных метров и был оформлен как самостоятельную крепость в виде неправильного многоугольника. В центре двора располагалась патриаршая церковь Вознесения Господня с башней-звонницей - что очень редко встречаемое в церковной архитектуре на Балканах. Особый интерес представляют раскрытые основы жилых зданий и церквей на крутом склоне Царевеца, к востоку и к северу от Патриархии, образующие небольшой квартал в средневековом городе. К северу от Царевеца исследовано и большой дом боярина, который своим архитектурным планом является прототипом дома эпохи Болгарского национального Возрождения. У западного подножия холма, близ реки, находится один из самых ценных болгарских памятников Средних веков - Церковь Св. Сорока мучеников. Ее возвели по приказу царя Ивана- Асена ІІ в честь большой его победы над византийцами при Клокотнице 22 марта 1230 года. В ХVІІ веке турки превратили ее в мечеть, однако часть находящихся в ней ценностей сохранилось. Так, например, сохранились три колонны - Асенова, Омуртагова и та с крепости Родосто, которые имеют исключительное значение для исторической науки и доказывают преемственность в болгарской государственности.
При раскопках в 70-ые годы ХХ века была обнаружена могила царя Калояна и его золотая перстень-печать, весящая 61 грамма. У подножия северного склона холма Царевец возвышается церковь Св. Петра и Павла единственная хорошо сохранившаяся церковь из средневекового Тырновграда. После того как город пал под турецкую власть, в церковь была перемещена болгарская Патриархия и вся патриаршая библиотека. В этой церкви около два года служил последний болгарский патриарх - Евфимий, прежде чем его сослали. В своем северо-восточном конце холм Царевец заканчивается сильно выступающей над Янтрой Лобной скалой, с которой сбрасывали предателей.
Холм Трапезица связан с самыми ранними проявлениями болгарских владетелей с ХІІ века. В 1185 году у основания холма построена церковь Св. Димитра Солунского и при ее освящении братья Асен и Петр объявляют восстании против византийских захватчиков. Она была царской церковью до 1230 года, и в ней были коронованы цари Асен, Петр и Калоян. Здесь 7 ноября 1204 года был возведен в сан патриарха болгарской церкви архиепископ Василий. После установления турецкой власти в городе, церковь пощадили. В ХІХ веке во дворе церкви было похоронено много борцов за духовное и национальное освобождение. Она почти полностью разрушена во второй половине ХІХ века. Церковь Св. Георгия тоже находится у восточного подножия холма. Она воздвигнута в1612 году на месте разрушенной болгарской церкви со средних веков. Самыми интересными в ней являются росписи, чей неизвестный автор проявил себя как преемника лучших традиций Тырновской художественной школы. На холме раскрыты много жилища бояр, и почти в каждом из них была фамильная церковь.
В 1195 году, по приказу царя Ивана-Асена І, в монастырь, находящийся на самом холме, были положены мощи Св. Ивана Рильского. В церковь Св. Апостолов (на этом же холме) царем Калояном были перенесены мощи святого Гавриила Лесновского.
Квартал с обеих сторон реки, между холмами Царевец и Трапезица, где находятся 4 ценных исторических церкви (Св. Димитра Солунского, Св. Георгия, Св. Сорока мучеников и Св. Петра и Павла), называется Асенова махала и представляет собой основной частью т. наз. "внешнего города". Он возник во времена царя Ивана-Асена ІІ (1218 - 1241 гг.) Света гора (Святой лес) - третий холм, часть столицы Тырновград. Он возвышается к югу от Царевеца, и в эпоху средневековья был культурным и духовным центром болгарского государства. Здесь было много церквей и монастырей. В самом большом из монастырей - Св. Богородицы Одигитрии кипела многосторонняя и оживленная деятельность Тырновской литературной и художественной школы. Здесь творили титаны болгарского духа эпохи средневековья - патриарх Евфимий и Феодосий Тырновский. Ныне на месте монастыря возвышаются здания Велико-Тырновского университета им. Св. Св. Кирилла и Мефодия. После того, как Болгария пала под турецкую власть, город постепенно начинает расширяться к западу. На холмах Царевец и Трапезица заселились преимущественно турки, а в новых махалах - преимущественно болгары. С экономическим подъемом болгар в эпоху Болгарского национального Возрождения, началось и строительство много новых частных и общественных зданий, большая часть которых и поныне украшает Старый город (между холмами Трапезица и Света гора, отделенный от них меандрами Янтры).
Особый вклад в это дело имеет болгарский архитектор-самоучка и зодчий Уста - Колю Фичето, создавший некоторые из них: Конак (1872 г.) связан со многими историческими событиями - с допросом пойманного Левского в 1872 году, с турецким судом над революционерами Бачо Киро, Цанко Дюстабанов, Георгий Измирлиев, Иван Семерджиев, Еким Цанков и др. в 1876 году, приветствием русских освободителей в 1877 году, с Учредительным собранием в 1879 году и с Первым Великим Народным собранием в том же году, с решением признания Соединения в 1885 году. Постоялый двор Хаджи Николи (1858 г.) - один из самых интересных памятников архитектуры эпохи Болгарского национального Возрождения. Церкви Св. Кирилла и Мефодия (1861 г.), Св. Спаса (Вознесения) (с 1862 - 1863 гг.) и Св. Константина и Елены (1872 г.), как и Дом с обезьянкой (1849 г., в центре города), на фасаде которого, над цокольным этажом, есть скульптура сидящей обезьянки, а под ней есть плита с надписью. Недалеко от Конака находится Музей Второго Болгарского государства. В Старом возрожденческом городе можно увидеть еще: родной дом Петко Р. Славейкова; Церковь Св. Николы (1836 г.), в строительстве которой подмастерьем работал Колю Фичето; Тюрьма-музей (1862 г.), через которую прошли ряд свободолюбивых болгар, в том числе Левский, Филип Тотю, Стефан Караджа, Бачо Киро; Дом коконы Анастасии (с конца ХVІІ века); Стамболов постоялый дом (являлся собственностью семьи Стефана Стамболова, здесь же работал и бунтарский Капитан дед Никола); Памятник Велчовой завере на одноименной площади. Улица Гуркого, на которой находятся много домов эпохи болгарского национального Возрождения, придает романтическую атмосферу Старому городу. Построенные на крутом берегу реки, дома расположены амфитеатром одна над другой. Одно из самых красивых зданий на этой улице - Сарафкин дом (1861 г.).
Художественная галерея (тел. 062 38951) и Памятник Асеневцем перед ней расположены на живописном полуострове (Боруна), возвышающийся над рекой Янтра. В городе есть еще интересных старинных домов, общественных зданий, площадей, десятков памятников. Город Велико-Тырново трудно поддается описанию, его нужно увидеть!

Окрестности - В 4 километрах к северо-востоку от Велико-Тырново находится Архитектурно-исторический заповедник с. Арбанаси. Пора расцвета его как торговый и ремесленный центр - в ХVІ - ХVІІІ веке, когда воздвигнуты монументальные дома и церкви с богатым внутренним оформлением, с резьбой по дереву и стенной живописью. Это уникальные памятники нашего архитектурного и художественного наследия. Тип домов села Арбанаси можно охарактеризовать как дома-крепости. Самые интересные: Констанцалиев дом (есть музейная коллекция), Хаджи Илиев дом, Кандиларов дом, Николчо Костов дом и др. Особого внимания заслуживают церкви Рождества Христово, Архангела Михаила и Гавриила, Св. Атанаса, Св. Георгия. Арбанаси - родное место Иллариона Драгостинова - главного апостола Сливенского революционного округа в Апрельском восстании. Здесь можно переночевать в: гостинице "Арбанаси-палас", отели-механе "Арбус", отели-механе "Райски кыт", в гостиничном комплексе "Константин и Елена", отели-механе "Болярска кышта" и др. На каждые 30 - 40 минут есть маршрутное такси между Горна-Оряховицей и Велико-Тырново, проезжающее через отклонение в село (1 километр).
Преображенский монастырь расположен в 6 - 7 километрах к северу от Велико-Тырново, под неприступными отвесными скалами на левом берегу Янтры. Пора его расцвета относится к ХІV веку. Можно использовать регулярный автобус до магистрали, а потом около 30 - 40 минут пешком.
Против Преображенского монастыря, на правом берегу Янтры, возвышается один из самых старых монастырей возле Велико-Тырново - Св. Троицы.
Можно доехать на автобусе и дойти пешком из Велико-Тырново, и из села Самоводене, или по живописной тропе под скалами Янтры за около 2 часов - из города.
Килифаревский монастырь Рождества Богородицы (в 17 километрах к югу от Велико-Тырново и в 4 километрах к юго-востоку от города Килифарево) основан Феодосием Тырновским в 1348 - 1350 гг. щедрой помощью царя Ивана-Александра.
Имеется регулярный автобусный транспорт из Велико-Тырново, а самый близкий железнодорожный вокзал - Дебелец (в 10 километрах к северу).
В 6 километрах к северо-востоку от древнепрестольного города и в 3 километрах к юго-западу от Лясковеца находится Лясковский (Петропавловский) монастырь.
До монастыря ведет асфальтовая дорога из Лясковеца, Велико-Тырново и Арбанаси. Из Лясковеца можно дойти пешком за около часа, а из Арбанаси - за 45 минут.
Во всех упомянутых выше монастырях можно переночевать за минимальную плату.
Никополис-ад-Иструм (в 18 километрах к северу от Велико-Тырново и в 3 километрах к юго-востоку от села Никюп) - остатки величественного римского города, основанного императором Траяном в начале ІІ века в честь его победы над даками. Он был опоясан глубокими рвами и высокими каменными стенами. Раскрыты форум (площадь), прямые и широкие улицы храмы римских, греческих и восточных богов, белокаменные частные и общественные здания. В городе имелась канализация, и он был обеспечен водой. Огромный водопровод длиной в 26 километра, доставлял в изобилии родниковую воду из пещер при селе Мусино. В городе поселились ветераны, крупные землевладельцы, купцы и ремесленники, прибывшие из разных концов Римской империи - Малой Азии, Сирией, Египта. Никополис ад Иструм был одним из самых больших торговых центров Долной (Нижней) Мезии. Здесь высечено свыше 900 видов колониальных монет. Хорошие каменные дороги связывали его с другими римскими центрами в Мезии и Фракии. Регулярные официальные раскопки датируют с 1880 года. Были обнаружены мраморная статуя бога любви Эроса, бронзовая голова императора Гордиана ІІІ (238 - 244 гг.), архитектурные детали, статуэтки, надписи и др. Самая величественная из всех скульптур - бога медицины Асклепия величиной с человеческого роста - 1.83 м, и с весом около 800 кг, которая в настоящее время хранится в Археологическом музее в городе Велико-Тырново.
Античный город достиг своего расцвета во ІІ - ІV веках. Он просуществовал до начала VІІ века, когда был разрушен аварами.
В Х веке здесь возникло болгарское селение, существовавшее в эпоху средневековья, но оно было второстепенного значения. В годы турецкого владычества оно уже не упоминается.
До села Никюп имеется регулярный автобусный транспорт.