Болгария. Путешествие по узкоколейке (рассказы туристов)


28 Января 2008

Болгаро-русский мини-словарь:
1. Влак - поезд;
2. Гара - вокзал, станция;
3. Спирка - остановка;
4. Теснолинейка, теснопытна - узкоколейка;
5. Къща (кышта) - дом;
6. Кметство - район.

В основном узкоколейки прокладывают в горных районах, через труднопроходимые места. Пути и локомотивы с меньшим (760 мм), по сравнению с нормальными (1435 мм) дорогами, межрельсовым расстоянием называют узкоколейной железной дорогой. Теснолинейка позволяет поворачивать по меньшему радиусу и занимает меньше места. Болгарские узкоколейные железные дороги Червен бряг–Оряхово (110 км) и Пазарджик–Варвара (16 км) закрыты в декабре 2002 года. Сейчас в Болгарии функционирует единственная узкоколейка: Септември–Варвара–Велинград–Аврамово–Якоруда–Разлог–Банско–Добриниште (№ 16 по единой номерации жд линий). Эта 130-ти километровая дорога начинается на Горнотракийской низине, переваливает через западные Родопы, пробирается по Аврамовой седловине (разделяющей горы Рила и Родопы) и достигает разложского плоскогорья в предгорье Пирин. Сочетание уникального природного и культурно-исторического разнообразия с интересными техническими решениями на жд линии предопределили высокий интерес туристов к данному маршруту.

История дороги: http://www.jptactis.com/jpt1005/angelov.htm

25-го мая 1920 г. Народное Собрание Болгарии приняло закон о постройке узкоколейной линии Саранбей-Чепино-Неврокоп с ответвлением Варвара-Пазарджик. В течение 1920-1921 гг. шло проектирование линии. Постройка линии начата в 1921 г.

Узкоколейная железнодорожная линия Септември-Добриниште строилась в пять этапов: Септември-Велинград, Велинград-Якоруда, Якоруда-Генерал Ковачёв, Генерал Ковачёв-Банско и Банско-Добриниште.

2 август 1926 г. началась регулярная эксплуатация участка Саранбей-Лыджене. Вокзал и село Саранбей сегодня - это город Септември, названный так в ознаменование сентябрьского антифашистского восстания 1943 года.

3 июля 1927 г. министр железных дорог ввёл в эксплуатацию жд станцию Чепино-баня (сегодня вокзал Велинград-юг) - продолжение узкоколейной линии Саранбей-Лыджене.

Предварительные работы на участке Чепино-Якоруда начаты в 1924 г. Из-за недостатка денег строительные работы на участке Аврамово-Якоруда были временно прекращены. Только в конце 1937 г. его пустили в эксплуатацию. В инженерном отношении Чепино-Якоруда наиболее интересная часть железнодорожной линии Саранбей-Добриниште. Трасса тут пробивается сквозь недра Родоп. От Чепино баня до Якоруда построено 25 туннелей – от №11 до №35 общей длиной 1872 метра. Из них самый длинный туннель в 314.26 метра пробит на водоразделе в Аврамовой седловине. На этом же отрезке пути расположен вокзал Аврамово - самый высокогорный вокзал в Болгарии (1267.4 метра над уровнем моря).

Аврамово - самый высокогорный вокзал в Болгарии - 1267 метров.

Строительство на участке Якоруда-Генерал Ковачёв начали в 1938 г. Его ввели в постоянную эксплуатацию 30 июня 1939 г. Расстояние – 19.1 км. К прокладке участка Генерал Ковачёв-Разлог-Банско приступили в начале 1940 г. Его длинна - 18.1 км, передан в эксплуатацию в 1941 г. Последний отрезок пути Банско-Добриниште, длинной 6.8 км, открыт для эксплуатации в 1945 г.

Путешествие.

Моё путешествие по единственной в Болгарии действующей узкоколейной железной дороге начинается в одном из самых красивых мест Европы - в предгорье Пирин. Узкоколейка, проложенная в горах в первой половине ХХ века, и сегодня в прекрасном состоянии. Составы едут по рельсам, произведённым в 1893 году на заводах KRUPP.

Гара «Добриниште».

Первая станция узкоколейки, расположенная на юго-западе страны – Добриниште (Добринище – по-болгарски). Я приехал в Добриниште на автобусе из города Гоце Делчев. Автобусная линия проходит вблизи железнодорожной станции (30 метров) и в 500 метрах от посёлка Добриниште. Через Добриниште проходят автобусы из Софии, Благоевграда, Разлога и Гоце Делчева.

Добриниште – один из известных курортов на горе Пирин. Посёлок расположен в 6 км на восток от самого известного болгарского горнолыжного курорта - Банско. Добриниште – одно из самых больших сел в Болгарии с населением более 3000 человек. С давних времён посёлок известен своими минеральными источниками. Здесь вам будут доступны 17 источников с температурой воды 30-40°С, а также общественная баня с минеральной водой. Вода в источниках слабо минеральная. В состав добриништской воды входят сульфат натрия, фтор и кремний.

В связи с наличием тёплых минеральных вод, мягким предгорным климатом и воздухом, напоённым хвойным лесом, Добриниште рекомендуют как курорт для отдыха и лечения. К услугам гостей лечебные корпуса и открытый бассейн с тёплой минеральной водой. Горный климат, комфортные условия проживания, а также близость к лыжному курорту, делают этот поселок одним из самых посещаемых туристами. Разместиться на ночлег можно в одной из гостиниц или кышт, в котором хозяева сдают комнаты. Информацию о размещении можно найти в Интернете, путеводителе, или сориентироваться на месте, спросив у местных жителей или прочитав объявление, вывешенное на доме.

Гостиница Добриниште: www.hoteldobrinishte.com
Старинная Тонина кышта: www.oldtoninhouse.com
Гости Кышта Гергана: www.gergana-house.com

В 11 км на юге от Добриниште в пиринских горах расположено шале Гоце Делчева (1600 метров над уровнем моря). Попав туда, турист может воспользоваться одним из двух лифтов, чтобы достичь шале Безбогское (2240 метров над уровнем моря). Эти места прекрасно подходят для летнего туризма. Пиринские горы пологие, покрыты хвойными лесами и необычайно живописны. Там расположено несколько частных отелей, а также дом туриста.

Вокзал (гара) в Добриниште - небольшое аккуратное здание, в котором вы можете узнать расписание, купить билеты и отдохнуть. Удобное расписание позволяет выбрать нужное вам время отправления.

С обратной стороны вокзала расположено кафе. Рядом с вокзалом, в источнике на улице, можно умыться и помыть фрукты. Пройдя далее вдоль жд путей, вы увидите отдельностоящий туалет. Мрамором туалет не сверкает, но зато открыт и работает.

Расстояние между конечными станциями узкоколейки Добриниште-Септември составляет 129.2 километра. Билет Добриниште-Септември стоит всего 4.80 лева (1.95 лв = 1 евро). С собой в Болгарию я взял доллары, чтобы не терять при обмене при переводе из долларов в евро. Обмен долларов или евро на национальную валюту происходит легко в любом из многочисленных банков или меняльных контор. Мне было приятнее это делать в банке. Вспомнил, грабительский курс обмена был только в зоне прилёта бургасского аэропорта.

Отправляясь на поезде из Добриниште в 18.28, я приехал в город Септември в 23.20. Общее время в пути – почти пять часов. Билет на поезд можно купить в жд кассе на вокзале, как это сделал я, а можно приобрести у проходящего по поезду кондуктора. При покупке билета в поезде у кондуктора стоимость выше в 1.5-2 раза.

Мой ровесник - ярко красный тепловоз выглядит очень жизнерадостно и может разогнаться на равнине до 50 км/ч. Пять маленьких тёмно-зелёных вагончика пристроились за поездом. Состав узкоколейки кажется игрушечным, особенно, когда смотришь на него с платформы. Мимо проходят обходчики и постукивают молоточком по колёсам.

Железкой активно пользуются местные, живущие в сёлах вдоль узкоколейки. Через знакомых машинистов селяне передают посылки. Утром из окрестных селений женщины едут на работу в Банско, вечером – назад. В выходные дни вагончики поезда заполняют группы болгарских туристов, которые выбираются из городов и едут на поезде до маленьких станций. Оттуда они начинают путешествие в горы и к озёрам.

Свободное расписание, о котором я неоднократно читал в путеводителях о Болгарии, осталось в прошлом. По крайней мере, лично я за время месячного путешествия с этим явлением не столкнулся ни разу. Отправление моего поезда или автобуса всегда происходило точно по расписанию. Задержка отправления со мной за время поездки произошла дважды. Первый раз - в аэропорту Москва-Домодедово, когда вылет в Бургас отложили на 4 часа. Второй раз, как вы, наверное, уже догадались, на обратном пути, та же самая компания VIM-авиа перенесла вылет из Варны «всего» на три часа с хвостиком. В результате самолёт прилетел в Москву за полночь и три четверти пассажиров нашего рейса зависли на ночь в аэропорту.

Итак, 24 августа 2007 года в 18.28 мой поезд отправился со станции Добриниште. У меня справа за спиной остаётся строящийся коттеджный посёлок, по левую руку - село Добриниште, над которым возвышаются самые высокие горы Болгарии - Пирин.

Поезд набирает скорость и меня радует открывшийся простор плоскогорья, ясный солнечный день, пасущиеся на зелёной травке коровы, козы и бараны. Мелькают ряды пирамидальных тополей.

Гара «Банско».

Всего через несколько минут поезд прибывает в Банско. Свежеотремонтированный вокзал в Банско я бы отметил как самый ухоженный на всём маршруте. Построенный в советские времена он не отличается красотой, просто - удобный и функциональный. Здесь поезд заполняют женщины, одетые в невыразительную одежду. Только головы покрыты светлыми платками. С собой каждая женщина везёт по несколько больших пятилитровых пластиковых бутылок. Бутылки – пустые. Женщины приезжают в Банско на работу из ближайших селений и везут для себя питьевую воду. Вас не должны удивлять болгарские женщины, одетые по-мусульмански, и мечети, которые на юге страны встречаются чаще православных храмов. 500 лет территория Болгарии входила в состав Османской империи и лишь в результате войн конца XIX - начала XX века была восстановлена болгарская государственность.

Город Банско, расположенный на склонах Пирин на высоте 930 метров, пережил свой экономический, духовный и культурный расцвет на рубеже XVIII-XIX веков. Сегодня это один из красивейших городов Болгарии. Старина здесь соседствует с современной застройкой: новый торговый центр – и тут же мощёные улочки, по обеим сторонам которых выстроились старинные самобытные дома, напоминающие крепости – с толстыми стенами, тяжёлыми дубовыми дверями и маленькими окнами, забранными железными решётками. Многие из этих домов отгорожены от мира высокой каменной стеной – дуваром.

Окружённый с трёх сторон горными вершинами, город Банско является одним из самых известных климатических горных курортов Болгарии. Лето в этих местах мягкое, а зима долгая – уже в конце ноября появляется снежный покров, сохраняющийся до середины апреля. Средняя температура января составляет 1.9° мороза, выше в горах – до минус 16°С. Часты обильные снегопады и снежный покров достигает двухметровой толщины.

С этим связано современное развитие Банско. Банско - новый болгарский зимний курорт, который болгарские и иностранные любители лыжного спорта открыли для себя совсем недавно. Привлекает сочетание девственной природы Пиринских гор, романтической атмосферы старинного городка Банско, славного своими 120 культурными памятниками.

Горнолыжный курорт Банско находится в юго-западной части Болгарии, у отрогов Пиринских гор, одного из самых красивых горных массивов, национального заповедника, объявленного ЮНЕСКО объектом мирового природного наследия. Город-музей окружен 87 горными вершинами и 150 озёрами. Время пролетит незаметно в небольших приятных ресторанчиках и кабачках, дискоклубах и кафе в старом городе. От себя особо отмечу, что красное вино в Болгарии качественное и недорогое (5-6 лв за бутылку 0.7 л). Рекомендую вам в числе прочих марку красного вина «Мавруд» Асеновградского винзавода.

Расстояние от Софии до Банско 160 км. Банско является климатическим горным курортом. На лыжах можно кататься четыре месяца. Курорт предлагает лыжные трассы для всех категорий лыжников. 7 трасс общей протяженностью 14 км находятся на высоте от 2500 метров до 1100 метров над уровнем моря. Они обслуживаются несколькими подъёмниками и фуникулёрами, протяжённостью свыше 7000 метров, расчитаными на 3000 пассажиров в час.
А когда сходит снег, любители пешего туризма отправляются из Банско в увлекательные экскурсии по Пирину.

Лето 2007 года в Европе выдалось жарким. Горели леса в Греции, огонь подбирался к горе Олимп. В соседней с Грецией Болгарии пожары носили локальный характер, но засохший на корню по всей стране подсолнечник производил удручающее впечатление. Трава и листья на деревьях пожухли от зноя. Приехав в город Сандански, я почувствовал себя как в преисподней. Жара просто обволакивала. Сандански по праву считается самым солнечным болгарским городом (более 300 солнечных дней в году). Отсюда до греческой границы – рукой подать, не более 30 км. В расположенном поблизости от Сандански городе Мелник, из-за палящего солнца я не смог выдержать даже одного дня.

Оказавшись в предгорье Пирин – в районе Банско, я испытал облегчение. Здесь не было изнуряющей жары. Нежные, светло-зелёные листья табака приятно радовали глаз. Добавив к своим летним наблюдениям знание о мягкой и снежной зиме в предгорье Пирин, я оценил, как разумное, желание состоятельных людей иметь здесь свой дом. Сейчас здесь широко развёрнуто строительство гостиниц и коттеджных домов. Стоимость суточного проживания в гостиницах Банско начинается от 60 лв. Из Банско начинаются пешеходные маршруты в горы Пирин до хижин Бындерица и Вихрен. Вершина Вихрен (2914 метров) является самой высокой точкой Пирин. На сажень выше только вершина Мусала. В горных ущельях Пирина насчитывается около 160 озёр с чистейшей прозрачной водой, окружённых серебристыми елями, пихтами и соснами. Многим деревьям в этих лесах не менее 200-300 лет. Здесь сохранились многие реликтовые или редкие животные и растения. На высоте 1500 метров встречаются горечавка, эдельвейс, пиринский мак.

В Банско из Софии можно легко доехать на автомобиле или автобусе. В 2007 году на участке Симитли–Гоце Делчев автотрассу расширяли и облагораживали. Дорогу делают хорошо. На всём протяжении автотрасса имеет прекрасную разметку дорожного полотна и сопровождается удобными информационными указателями. Проезд в горы Пирин становится более комфортный и безопасный.

Железнодорожный вокзал в Банско расположен рядом с автовокзалом, поэтому путешествие по узкоколейке Добриниште–Септември можно также начать из Банско или со следующей станции – Разлог.

Гара «Разлог».
Вокзал в Разлоге, как и на предыдущих станциях, выполнен по стандартному проекту. Разлог – главный город общины (района). Разлог – это крупный административный центр, а также важный транспортный узел.

Большое Банско – новый формирующийся болгарский курорт. Новый мегаполис будет связывать горные массивы Рила и Пирин. Большое Банско соединит Разлог, Добриниште и соседние посёлки. Если все планы инвесторов сбудутся, то будущий мегакурорт будет располагать 100000 местами для размещения туристов и горнолыжными трассами протяжённостью свыше 160 км. За последние четыре года инвестиции в Банско составили около полумиллиарда евро. Полным ходом идёт строительство отелей и туристических баз площадью свыше 400 тыс. кв.м. В 2007 году было выдано 300 разрешений на строительство. Отельная база на самом большом зимнем курорте Болгарии достигла 30000 мест, длина лыжных трасс сейчас насчитывает 65 км. В данный момент активное строительство ведётся в районе Разлога, Банско и Добриниште. Планируется увеличение лыжных трасс на 60 км, строительство подъемников, а также новых отелей.

Отель Разлог: www.hotelrazlog.com

Спирка «Гулийна баня».
Спирка «Гулийна баня» села Баня (область Благоевград) находится в гористой местности, в пяти километрах от известного горнолыжного курорта Банско и трёх километрах от города Разлог. Расположено село Баня в центре разложской котловины, между тремя большими горными цепями - Пирин, Рила и Родопы. Через Баню пролегает дорога, ведущая в города Велинград и Пловдив, а также железнодорожная линия Септември-Добриниште. Село Баня расположено в 156 км от столицы на высоте 800 метров над уровнем моря. В селе протекает река Глазне. Население – около 3000 жителей.

Село Баня имеет многовековую историю. В селе сохранились археологические памятники времён фракийцев, римского правления и средневековья. Сохранились две древние бани - римская и турецкая. Сохранились старые национальные разложко-чепинские дома, а также дома в родопском стиле. Село Баня славится своим культурным наследием. Здесь сохранены традиции и обычаи, связанные с иконописью, обработкой дерева и вышивкой.

Изобилие целебных минеральных источников стало причиной того, что это место было заселено ещё в глубокой древности. В районе села Баня имеются 72 минеральных источника. Температура воды 55-58°С. Геотермальная вода источников используется в открытых плавательных бассейнах и бане. Дебет источника - 76 литров в секунду! Характеристики воды: гипертермальная, слабо минерализованная, гидрокарбонатно-натриевая, содержит окисляемые соединения серы. Местная минеральная вода отлично помогает больным, страдающим болезнями опорно-двигательного аппарата, неврологическими заболеваниями, заболеваниями печени, почек и мочевого пузыря. Целебные минеральные источники в комбинации с природными богатствами, прекрасные панорамные виды на горы Пирин и Рила, близость горнолыжного центра Банско оправдывают круглогодичный туристический интерес к данному месту!

На территории общины Разлог находятся и другие тёплые минеральные источники, например в сёлах Гулийна Баня, Катарино, Рыждавец. Температура минеральной воды источников достигает 60°С, а дебет до 70-80 литров в секунду.

Спирка «Генерал Ковачёв». Спирка «Генерал Ковачёв» названа в честь Стилияна Ковачева - болгарского пехотного генерала, отличившегося во время Балканской войны 1912-1913 годов.

Гара «Белица».
Община Белица расположена в северо-восточной части Благоевградского региона. Граничит с общинами Банско, Разлог, Самоков, Якоруда и с Пазарджикской областью - общиной Велинград. В общину входят 12 населённых мест. Из них восемь расположены в высокогорной части Родоп. Центр общины – город Белица. Он лежит в южной части массива Рила в 4-х километрах от главной дороги Разлог-Велинград. Общая площадь общины 293536 дка, из которых 221862 дка - горная местность и 63205 дка - земледельческие земли. Преобладающий рельеф - горы и плоскогорье. Средний уклон местности 9.1%. Территория охватывает часть гор Рила, Родоп и долину реки Места. Широкие поляны Семково (около 1600 метров над уровнем моря) на южном склоне Рил сменяет рельеф стремительно спускающихся к Разложской котловине горных склонов. Климат тут континентально-средиземноморский, а в высокогорной части - горный. Средиземноморский воздух, проникающий по долине реки Места, определяет климат в городе Белица как лечебный. Поэтому в городе построен детский лечебно-оздоровительный профилакторий. С вокзала Белица начинается маршрут в горы к туристическому центру Семково. В 16 километрах севернее Белицы лежит красивая местность Семково и одноимённый курорт. Исключительные природные условия предопределили приоритет развития туризма как основной отрасли экономики общины. Местоположение и климатические условия благоприятны для отдыха, туризма и зимних видов спорта. База Семково представлена отелями, хижинами, бунгало и домами отдыха. Семково - удобная стартовая площадка для многочисленных туристических маршрутов в горы Рила.

Спирка «Дагоново» и «Юруково».
Сёла Дагоново и Юруково расположены в горном районе. Характерной особенностью этих мест является низкая плотность населения. В селе Дагоново проживает менее одной тысячи жителей, в Юруково – чуть более тысячи, а точнее – 1185 человек.

Спирка «Дагоново» и «Юруково», а также гара «Якоруда», на мой взгляд, чудесные места для начала пешеходного похода. Горы здесь очень живописные, покрытые смешанным лесом. Моё предположение подтвердили на следующий день болгары, которые сошли на вышеперечисленных станциях с рюкзаками и отправились в поход выходного дня. Я очень порадовался за них – люди в возрасте от 40 до 60 лет, мужчины и женщины, группами от трёх человек идут в прекрасные горы.

Гара «Якоруда».
Название Якоруда впервые упоминается в документе султана Баязида II от 1508 г. По субботам в Якоруду, на площадь «Аджичкия мост», из окрестных сёл стекаются люди на большой базар продать что-нибудь, купить или просто повстречать друга. Около 75% жителей Якоруды – мусульмане, остальные – православные. В двух километрах на юго-запад от города Якоруда расположены Якорудские минеральные источники. Они насчитывают более двадцати родников в старинной местности «Баните», в живописной долине реки Места. Город Якоруда - начало пешеходного маршрута в горы к туристическому центру Трештеник и далее до хижины Грынчар.
Хижина Грынчар стоит в 25-ти километрах от города Якоруда. Расположенная на высоте 2187 метров над уровнем моря, на территории национального парка «Рила».

Озеро «Грынчар» считается посетителями парка одним из наикрасивейших озёр в Болгарии. От хижины Грынчар рукой подать до большого озера «Белые искры» и «Рыбных озёр».

Родопские горы примыкают к горам Пирин с восточной стороны. Они протянулись с северо-запада на юго-восток на 250 километров в длину и на 100 километров в ширину. На Балканском полуострове это самый большой горный массив. Гора Мусала (2925 метров) – вершина Рильского хребта – самая высокая точка Балканского полуострова. Своими крутыми склонами, покрытыми круглый год снегом, своей великолепной природой и климатом Рила очаровывает и привлекает многочисленных туристов. В глубине этого горного массива расположен знаменитый Рилский монастырь – национальная святыня Болгарии.

Горы в основном пологие и не представляют проблем для человека средней физической подготовки. Я не рискнул один подниматься в горы. Рекомендую совершать походы по горной местности в компании от трёх человек. Во-вторых, отправляясь в горы с ночёвкой, обязательно запаситесь тёплой одеждой, надёжной обувью, спичками и едой. Питьевую воду всегда можно набрать в источнике. Отдохнуть вы можете в одной из горных хижин.

Болгары.
Пришла пора рассказать о людях. Незнание болгарского языка не сильно усложняет вашу жизнь в Болгарии. Проговаривая русские слова медленно, вы имеете шанс быть понятыми. Слушая болгарскую речь, вы также можете уловить основной смысл сказанного. Ваши шансы сказать по-русски и быть понятым многократно возрастают, если вы обратитесь к людям старше 45 лет. Они в своё время изучали русский язык в школе и ещё не всё забыли. Болгары по-доброму относятся к русским, не будут прикидываться, что они вас не понимают и при возможности всегда помогут. Сложнее найти душевное понимание у жителей крупных индустриальных центров, например, Бургаса или Варны, хотя и там мне помогали отзывчивые люди. Про жителей Софии ничего говорить не буду – я их за два часа пребывания не познал. Совершая дневные переходы на 25-30 километров, я ни разу не подвергался попыткам нападения, вымогательства или ограбления со стороны местных жителей или правоохранительных структур. Признаюсь, один раз был облаян сторожевыми собаками, пасшими стадо баранов, но пастух отозвал собак и я благополучно проследовал дальше. Побывав в течение месяца на Дунае (север Болгарии) и на юге (Смолян, Сандански и Мелник), а также проехав её вдоль и поперёк, я избежал каких бы то ни было серьёзных проблем. Болгария – очень спокойная и безопасная для путешествия страна. Особая благодарность семье Наумовых из города Сапарева баня, Людмиле из Синеморца и Георгию Стоянову из города Казанлык. Моя поездка в Болгарию состоялась благодаря моральной поддержке Танчо Михайлова из города Казанлык.

Гара «Черна Места».
Узкоколейка упорно лезет в горы, и я проезжаю гара «Черна Места» и спирку «Смолево». В каждом из одноимённых сёл живёт около 500 человек. Начинается участок, на котором один тоннель сменяет другой. До этого места узкоколейку сопровождает автомобильная дорога и река Места, далее дороги расходятся. В реку Места по ходу движения поезда впадают реки Черна Места, Бяла места, Вотырчка, Белишка, Добырска, Бела и Демяница. Реки здесь небольшие и быстрые. Наличие рыбаков с удочками говорит о том, что рыба здесь водится. Через село Черна Места протекает одноименная река.

Гара «Аврамово».
Местная достопримечательность – самый высокогорный на Балканах вокзал – Аврамово: 1267 метров над уровнем моря. Красотища – стройные зелёные сосны, бесконечное и прозрачное голубое небо и спокойствие, изредка нарушаемое перестуком колёс. Вдоль узкоколейки встречаются пасеки с разноцветными ульями для пчёл.

Меня уже ни капельки не удивляет, что почти в каждом селе и городе большом и маленьком стоит мечеть и возвышается минарет. Пятьсот лет территория нынешней Болгарии входила в Османскую (турецкую) империю. Всё течёт и меняется: империи нет, а турки и мусульманство – остались. О конфликтах на религиозной почве в Болгарии я не слышал, поэтому считаю проводимую властями конфессиональную политику правильной. В городе Сатовча, ожидая свой автобус, я видел стариков, приходящих в мечеть. Видимо там они находят поддержку и собеседников. Их было немного, не более пяти человек. Я считаю, что оказывая помощь старикам, люди делают доброе дело – спасибо им.

После гара «Аврамово» поезд прошёл без остановки спирку «Пашови». Далее на спирках «Света Петка» и «Цветино» остановки длились менее 1 минуты.

Гара «Велинград».
Велинград – город, расположенный в Западных Родопах, в центре Чепинской котловины, окружённый сосновыми лесами. Легенда рассказывает, что в этих горах давным-давно жил Орфей. Предания также гласят, что родопский край дал титанические силы Спартаку - предводителю восстания рабов в древнем Риме.

В 1948 году села Лыджене, Каменица и Чепино объединили в одно селище-град. Его назвали именем рождённой в Каменице партизанки Велы Пеевой и нарекли Велинград. В 1977 году город стал центром общины. Город расположен в живописной долине реки Чепинска на высоте 800 метров над уровнем моря и отстоит на 81 км от Пловдива и на 196 км от Смоляна.

Жители города Велинград насчитывают 25009 человек или почти 58% от всего населения на общины. Население, живущее в сёлах, составляет 41.9% от общего населения общины. Это выше, чем в среднем по стране (31%).

Согласно последней переписи населения, проведённой в 2001 году, в общине проживают 43059 жителя, из которых 51.4% - женщины.

Плотность населения в общине - 52.6 человека на кв.км (средняя плотность по стране - 71.8 души человека на кв.км). Причина кроется в горном рельефе местности. Население самоопределяется по этническому признаку как болгары – 70.5%, как турки - 23.9%, как румыны - 5.1% и 0.5% - как другие национальности. Община расположена в прекрасной части Западных Родоп - Чепинской котловине, на высоте от 700 до 1800 метров над уровнем моря. Площадь общины равна 81800 гектарам. Она включает два города и 18 кметств с 35 населёнными местами.

Это известный бальнеоклиматический центр, один из самых живописных болгарских курортов. 70 минеральных источников и чистый горный воздух привлекают сюда туристов. Здесь лечат заболевания дыхательной, опорно-двигательной, нервной систем и гинекологические заболевания.

Минеральные воды Велинграда по составу сочетают одновременно лечебные возможности вод Хисаря, Баня и Наречена. Это является одной из основных предпосылок для Велинграда развиваться как национальный и международный бальнеологический курорт.

Стоянка в Велинграде самая длительная на маршруте – почти 20 минут, но она закончилась, и поезд побежал по равнине дальше.

Гара «Септември».
Вокзал города Септември оказался конечным пунктом моего путешествия по узкоколейке. Напомню, что село Саранбей, предшественник города Септември, явилось отправной точкой 25-ти летнего строительства узкоколейки. Всего на 129.2 километровой железнодорожной линии пробито 35 туннелей, самый длинный из которых - 314 метров.

Поезд прибыл ночью и, пройдя от перрона к зданию вокзала по подземному переходу, я отправился искать ночлег. Поплутав с полчасика ночью по незнакомому городу, я обнаружил отель неподалёку от вокзала. Сам город не является чем-то выдающимся. Вагоноремонтный завод, деревообрабатывающий завод и самый привлекательный для путешественников – винзавод «Хеброс». На одном из плакатов я прочитал, что в сентябре в городе пройдут соревнования по мотокроссу.
В результате, вернувшись утром на вокзал, я понял, что он то и является главной достопримечательностью и фактическим центром города. Привлекательное здание вокзала, которое является не только началом узкоколейки, но и важным транспортным звеном нормальной железнодорожной магистрали. Множество старых вагончиков, платформ и спецтехники, работающей ранее на узкоколейке – фактически музей под открытым небом. Экспозиция, представленная в неформальном виде, доставила мне радость первооткрывателя. Очень красочны вагоны, разрисованные в стиле граффити. Дополнительное очарование в том, что это действующий музей: обходчики стучат по колёсам, прибывают и отправляются поезда, бегают маневровые тепловозы, снуют пассажиры, которых в это чудесное субботнее утро набежало немало. Результат – прекрасное настроение, и я опять отправляюсь в путь.

В музейной коллекции «Железнодорожное наследство» БДЖ ЕАД насчитывается 24 теснопытных локомотива, из которых 10 паровозов, 4 дизельных локомотива, 1 дизель-мотриса, 3 пассажирских вагона, 1 вагон–фургон, 1 платформа и 3 цистерны. В 2004 г. была реставрирована узкоколейная музейная композиция для путешествия-представления по узкоколейке Септември-Добриниште, состоящей из паровоза и 4 вагонов - 2 пассажирских, одного фургона и одной цистерны с водой для локомотива.

Первый паровоз Музейной коллекции «Железнодорожное наследство», который восстановлен для самостоятельного движения, - эксплуатационный № 609 . Основной замысел был использовать его для представлений, туристических и юбилейных путешествий по железнодорожной линии Септември-Добриниште.

Локомотив № 609 - один из десяти паровозов типа Т 1-5-1, произведённых на польском локомотивостроительном заводе в Chrzanow с фабричным №1929/1949 г. Он поступил в Болгарию в конце 1949 года и после испытания на участке Септември-Аврамова колиби введён в эксплуатацию 21 декабря 1949 года.

Идея проведения аттракциона-путешествия на музейном подвижном составе по узкоколейной железнодорожной линии Септември-Добриниште возникла давно, но лишь в апреле 2002 года среди музейных узкоколейных локомотивов был окончательно избран для реставрации № 609.

Реставрация была возложена на жд «Тракция» и депо София и восстановление началось 2 декабря 2003 года. Официальная путевая проба проведена 26 ноября 2004 года на участке Септември-Долене-Септември (42 километра) с поездом, составленном из локомотива № 609 и четырёх вагонов. Специальная приёмная комиссия, установила пригодность локомотива и составила акт введения в эксплуатацию действующей музейной машины.

Результат налицо: через 55 лет после производства и почти год трудной реставрации, музейный узкоколейный паровоз с № 609 снова готов двигаться собственными силами. Так БДЖ ЕАД отреагировала на интерес, проявленный иностранными и национальными туроператорами. Туроператоры проявили желание включить в свою программу путешествие на паровой тяге по узкоколейной железнодорожной линии Септември-Добриниште.

P.S.
Путешествие по узкоколейке завершено. Во время железнодорожного путешествия состав проехал от отрогов Пирин через горные массивы Рил и Родоп. Оно доставило мне большое удовольствие, и…я знаю, что обязательно ещё приеду сюда и обойду окрестности особенно понравившихся мне мест ногами. Возможно, и Вам придёт в голову такая мысль.

Дата путешествия: 24 августа 2007 года.
Автор: Айдакин Сергей.

Выберите: [вернуться в раздел]