Поездка в Болгарию (рассказы туристов)

Облом с Египтом получился накануне суккота, праздника длящегося около недели (время массового вылета за границу, а Болгария - один из самых близких и дешёвых вариантов). За три дня до вылета отец моей попутчицы нашёл два билета на чартерный рейс в Бургас (Болгарский портовый город). Как я узнал перед самым отлётом в Израиль, не БУргас, а БургАс. Ну а пока мы спешно составляли список вещей, которые нужно было взять и распределяли обязанности. Инка взяла на себя составление маршрута горной части поездки, а на меня (как я впоследствии узнал) было возложено софийское отделение. Надеюсь, моя прогрессирующая рассеянность даст метастазу в гениальность, а пока что она время от времени проявлялась довольно неприятным образом.

Но это дальше, а пока что я собрал вещи (в последний момент), вышел на улицу и стал ждать когда за мной приедут на мотороллере. В руке велосипедный шлем, за спиной – рюкзак (временный, для переноски вещей). Было какое-то ощущение восторга, когда я ехал по шоссе на скорости 80-90 километров в час и ветер, вперемешку с гривой Инны, хлестал меня по лицу.

Дома у Инки мы упаковали вещи в походные рюкзаки, выложив часть ненужных предметов вроде шлема и внутреннего паспорта. Мне постелили в соседней комнате, и я лёг спать. На два часа. Так что, будучи разбуженным, походил на зомби, которого немного трясло.

Позиционные бои с мамой за право личной свободы увенчались успехом, так что никаких звонков из и в Болгарию не намечалось. Инка же потерпела поражение. Доехав втроём на такси до аэропорта мы (я, Инна и её отец) быстро прошли паспортный контроль (нам даже показалось, что наши сумки вообще не досматривались. Довольно странно, но вдруг...) и проникли в зону беспошлинной торговли. Тут я вспомнил, что забыл зубную щётку. Да, я забыл зубную щётку, но захватил дезодорант, плеер и большие наушники. Щётка стоила раза в полтора дороже, чем в обычном, опошленном, магазине.

Дальше нас осталось только двое, и мы направились на другой, заповедный, этаж. Через магазин обуви, в другой, с алкоголем, духами, сигаретами и другой мелочью. Всё это походило на небольшой ГУМ по сниженным (для трёх перечисленных наименований) ценами. Бутылку амаретто и чинзанно я купил раза в два (если не в два с половиной) дешевле, чем мог бы в обычной жизни. Инке же подруга заказала купить наушники от "apple", но таких не было и ей посоветовали другие. К несчастью, подруга хотела только заказанное, и наушники приобрёл я. Несколько позже я понял, что за ту же цену смог бы купить наушники гораздо более хорошие.

Теперь я уже лечу в Болгарию. Место у нас попалось очень "хорошее", в самом хвосте. Но с окном. Но напротив двигателя. Было светло, а когда дядя_наискось с супругой несколько отклонялись назад, был виден кусочек неба. Самолёт болгарский, с болгарскими же стюардессами и скромным завтраком (вылетели примерно в 7.30). Только поели и заскучали, как уже стали садиться.

Бургас, крупнейший порт Болгарии. Здание аэропорта навело на мысль о провинциальном вокзале: скромный вид и лёгкая обшарпанность обстановки. Надписи кириллицей и рекламный плакат с девушкой, которая прикрывалась только красной сумочкой. Быстро прошли паспортный контроль и оказались на улице. Прохладно. Веет чем-то старым, полузабытым, советским. Долго искали автобусную остановку. Охранник указал "прямо", но там не было ничего, кроме взлётной полосы. Но повторный опрос уточнил траекторию. Ощущение по-прежнему странное. Как будто вернулся туда, где не был почти десять лет. Но люди говорят почти совсем непонятно. Напротив стояла Советская машина. Возможно, Жигули.

Подъехал автобус, сели. Спокойные люди в одежде приглушённых тонов, куча просяных веников. Может, так и надо? Чтобы в проходе и просяные веники? Оказалось, нет. Подошла кондукторша и сказала цыганке подвинуть их.

А, вот ещё, когда менял 50 долларов на местные деньги, женщина явно утвердительно сказала: "Лева", - ну, думаю, подвёл меня "народный" мой банк, дал поддельную купюру. На самом же деле меня спрашивали, на левы ли я хочу обменять деньги.

Слезли около вокзала (примыкающего к автовокзалу). Дальше по плану был переезд в Софию и далее - в Сандански, к подножию Пирин. Поезд взяли на ночь (шёл он 8 часов), сложили сумки в камеру хранения и отправились исследовать город. Сначала вышли к Чёрному морю. Я немного поплавал, с удивлением обнаружив, что моя нелюбовь к морю на Чёрное не распространяется: никакого выедания глаз и растворения кожи, очень приятная вода.

Бродили по берегу (погуляв по пирсу, убедился, что чуть дальше от кромки воды начинают стадами плавать крупные медузы), по главной прогулочной улице, съели по крайне_жирному_куску_пиццы и решили отправиться к озеру в окрестностях города. Вот только ошиблись с направлением. Уткнувшись в морское побережье, мы пересмотрели карту и пошли уже верным путём, пересекая город наискось.

Из запомнившегося: в городе свободно висят плакаты, зазывающие в стриптиз-бары, рекламирующие оружие схожим образом, а ещё во всех городах (а успел достаточно долго пробыть в трёх или четырёх, охватив географически процентов 60 страны) на улицах развешены листки. "Умер год назад", "умерла два месяца назад". Я поначалу думал, что недавно по Болгарии пронеслось что-то кровопролитное, либо людей похищают, но потом понял, что это просто сообщают о своих умерших родственниках, вроде надгробных памятников. Странный обычай.

В городе москвичи и лады мешаются с европейскими и американскими машинами. Ещё там хрущёвки встречаются со зданиями досоветской (и после) постройки. Чисто, нет бомжей и нищих. Люди свободно ступают по дороге (кроме боковых трасс). И вообще, количество прохожих наводило мысль о каком-то празднике. Впрочем, через неделю их число не уменьшилось.

Город изнутри мы посмотрели, едой запаслись, но на озеро не попали, помешала узкая болотистая полоска, заросшая тростником. Зато видели гарцующих на лошадях всадников. Почти не видели туристов. Только в китайском ресторанчике, в котором поужинали. Сидели там исключительно гости страны (и через неделю - тоже). Цены были соответственно высокими. Эту тенденцию мы быстро заметили, для туристов они повышалась раза в полтора-два. Туристы - это те, кто имеет глупость есть где приглянется и не умеет хоть немного читать по-болгарски. Например в краеведческом музее был вывешен прейскурант: вход для взрослых один лев, детям – половина, А рядом на английском: те же цены, но умноженные на два. И так почти везде.

В ресторанчике мы выбрали мясо с рисом. Всё это подали холодным. Ещё оказалось, что у Инки желудок не приемлет свинину, так что от этой трапезы (мы долго и с увлечением выискивали на костях следы мяса) ей было плохо.

Вернулись на вокзал (меня записали на фамилию Инны, так что я вдруг оказался семейным человеком), сели на поезд и заснули до Софии. Там было темно и холодно. Пройдя совсем немного до автовокзала (автогара), мы купили билеты до Сандански и последний отрезок пути провели в полудрёме. Уже рассвело. Город оказался небольшим, с повышенной «горностью» улиц. Я несколько ошибся с хронологией, еду мы купили только в нём. Там же и позавтракали туманником (вроде большой, но очень жирной, ватрушки).

Переоделись в походное в парке на окраине города и долго шли мимо придорожных гостиниц. Шли долго и после них, чувствую, что до сумерек не успеем к началу тур. маршрута. По счастью, местный дядька остановился нас подвезти. Он даже сделал крюк, доставив нас к отправной точке, помог советом и укатил вниз по дороге.

Грецкие орехи с косами хмеля внезапно сменились елями и мхом. Ещё попадалась рябина. Отсюда же я начал искать чем можно полакомиться. Орехи, дикие яблоки, ежевика, и вот теперь рябина.

Темнело, так что мы почти сразу стали устраиваться на ночлег. Повсюду виднелись коровьи лепёшки, так что кроме ровного места, надо было искать место хоть немного свободное от "привета" гостям и постояльцам страны. Утро наступило часов в восемь. Затученное небо вскоре пролилось моросящим дождём. Слабым, но чересчур влажным. По дороге встретилась огненная саламандра (имеются нехудожественные фото-свидетельства) и много лепёшек. Через пару часов на склоне стали попадаться и маленькие растения, похожие на бруснику. Всё было полускрыто туманом и тянулось вверх: дорога, деревья...

Попадались грибы, два из которых были опознаны как сыроежки (позже оказавшиеся потрёпанными мухоморами) и захвачены с собой. Один раз заплутали, уткнувшись в систему шлюзов.

После перевала устроили вторую ночёвку. Там был угроблен основной запас вермишели, на которую ушёл и весь запас соли (разносильное пламя костра превратило их в склизкое месиво). Ел эту питательную смесь (несмотря на заверения Инки, что она есть всё что угодно) я один. Там же оказалось, что я забыл взять кружку, так что ближайшие пять дней нам предстояла обходиться двумя картонными стаканчиками, до полного их расползания (это случилось на второй день похода, но что странно, через сутки стаканчики волшебным образом "склеились" и перестали протекать).

Около лагеря нахально устроились коровы. Они ели и смотрели на нас, явно задумывая недоброе. К вечеру они ушли. Вот только когда в сумерках к нам стали подходить два мужика и я указал на это Инке ("О, к нам гости!")... А она предпочитает не надевать очков... Инка, посчитав что вернулись коровы, приставила "рога" к голове и замычала на непрошенных гостей. Впрочем, они не услышали. А рядом с нами, метрах в трёхстах, был домик. В ответ на предложение Инки погреться у костра, мужики пригласили нас переночевать у них. Но мы отказались.

И снова утро. Парила на солнце росяная трава, плавились лохмы тумана. Травяной чай, сыр (300 грамм нам хватило на 5 дней и ещё осталась пятая часть. Это при том, что еды, не рассчитав, взяли слишком мало) и в путь.

Ещё о коровах, которых встретили днём раньше. Туман, тишина и только вонючие ловушки под ногами. Заговорили о происхождении, ведь ни одной коровы так и не встретили. И тут послышался глухой лязг: впереди показалось рассредоточенное по склону стадо коров.

Снова другой день. Брусникоподобные растения оказались черникой. Ходили, собирали. Мало, но я остался доволен, мечта исполнилась. Позже черникой мы объедались, срывая ягоды на ходу, не теряя времени (только раза четыре или пять, или шесть) на остановки.

Вода в Пиринах паршивая. Горькая, с каким-то неприятным привкусом (подозреваю, что без коров тут не обошлось).

Спустившись в долину, решили покорить ближайшую горную вершину. Оставив рюкзаки у большого камня с деревом, с лёгким рюкзачком с едой и бутылкой воды отправились наверх. Путь всё время удлинялся. Из моих оценочных 400-500 метров, растянулся до километра, если не полутора-двух. А ещё дорогу к вершине преградила полоса сосновника. Не соснового бора, а именно сосновника: жмущихся к земле, растущих пучками сосен. Испытание на прочность.

Пройдя две трети пути, мы поели. Инка решила спускаться вниз, мне же предложила продолжать самому. Я продолжил. Через 30 метров сосны дали брешь, так что основной трудностью стали сначала крутой склон, а потом и огромные "блинчики", из которых была "высыпана" вершина горы. Там же я нашёл лёгкий путь вниз, по которому в прямом смысле бежал под музыку "Sigur Ros".

Около камня Инки не было. Вспомня её шутку, что будет большим везением, если она доберётся до вершины не подвернув ногу, я заволновался. Отдохнул, сложил на своём рюкзаке из камней "смайлик" и пошёл обратно на гору (а горы-то сплошь гранитные!). Хорошо, что почти сразу увидел её (услышал голоса рыбаков и оглянулся) внизу, она отдыхала около речки. Тогда же у меня сели батарейки в фотоаппарате, а купить запасные мы забыли. Пардон, вру, батарейки сели на следующий день, но это не важно.

Мы шли по тропе в сторону озера, которое я видел с вершины горы. Сначала двигались вдоль маршрута, но позже я его потерял и двинулись напрямик. Тут снова повстречался сосновник. Сосновниковый лабиринт. Средняя высота его была примерно три метра, и в нём встречались свободные пространства и проходы. Мы плутали там часа полтора или даже два, пока Инка не взяла управление в свои руки (предложив, правда, двигаться к озеру отдельно) и повела почти в обратном направлении (совсем обратно было бы дикостью, там ещё и по валунам приходилось карабкаться). На маршрут мы снова вышли (по дороге чуть не потеряв рюкзаки) когда стало темнеть. Воды нет. Т.е., где-то Там есть озеро, но добраться до него совсем не просто, так что устроились просто на ровном месте. Пока Инка организовывала лагерь, я отправился за водой.

Сумерки, сосновник, укрытые им валуны... До озера я не дошёл, повстречав ручей. Вернулся. Случайно наткнулся на кусок чурки (отпиленной от бывшего столба ЛЭП), а в ближайших зарослях (уже совсем темно) - на дровяное место. Легли очень поздно, в десять с лишним (обычно - 8 - 8.30).

А ручей через 400 метров подходил совсем близко к тропе, а дальше и вовсе начиналось другое озеро. Туда мы попали на следующее утро.

В озере я увидел рыбку. Инке захотелось её поймать. Как? Кастрюлькой. Гениальным методом! В воду бросается прикормка из хлебных крошек, после чего туда же ставится кастрюлька. Рыбак долго стоит в согнутом положении в ожидании пока в коварную ловушку заплывёт рыба, после чего кастрюлька ловко накрывается крышкой. Я посмеялся. Инка простояла в воде минут десять и накрыла кастрюльку крышкой. Под ней оказалась рыбка. Потом ещё одна. А в это время из пакета я сооружал не менее хитроумную ловушку, типа "мардуша". К ручкам привязывается что-нибудь верёвочное, а в горловину вставляются распорки (в данном случае - две веточки). Первый раз пакет я вытащил слишком рано, в нём оказалось рыбок пять. Во второй же выловил целый аквариум. Живность маленькая, едва не сразу_после_мальков. Почистили (Инка с непривычки вскрикивала даже от шевеления в её руке), сварили. Туда же, в надежде на уху, я порезал немного лука и кинул горсть риса.

Пока я обходил озеро, Инка благополучно жидкость слила. Осталось много костей, смешанных со следами мяса, варёного лука и риса (а ещё я бросил туда, на всякий случай, немного можжевельника).

Что нашли съедобного, съели, отправились дальше (перед рыбалкой я успел поплавать в озере: треть туда, столько же обратно). Дальше было много озёр, был переход по вершине хребта (как в мультфильмах, почти по острой кромке). Дважды чуть не упал в пропасть. Встретили семейную пару израильтян, сколько-то туристов-болгарцев... Вышедшей на сеанс связи Инке сообщили, что намечается гроза, по этому случаю шли долго и почти без остановки. Местность - камни, отсутствие укрытия и воды.

Благополучно спустились вниз (по пути чуть не растянул ногу. Инка, по-моему, тоже). Остановились спать между озёрами.

Наутро была хорошая погода, всё обошлось. Уже взобравшись на вершину, Инка попыталась подтвердить наш отлёт (надо было сделать это за три дня до срока). Не вышло. Позвонила отцу, тот через какой-то другой телефонный номер смог это сделать.

А поход уже близится к концу. Спустились в долину (хребет был на высоте примерно 2600-2800 метров), потом ещё спустились. Прошли озеро (оттуда выпрыгнула в погоне за мошкой приличная рыбина).

Над головой сгущались тучи, исполнение прогноза запаздывало, но собиралось разразиться дождём с грозами в тот же день.

Через некоторое время (пройдя по очень красивому старому сосново-еловому бору. Кстати, горы по эту сторону Пирин были мраморными. И ещё в лесу очень много красивых мухоморов) добрались до горной гостиницы (в предыдущей мы докупили хлеба и нас просветили насчёт "красных грибов"). Решили там поесть. Цены меню кусались, но всё равно сделали заказ. Из мяса оказалась только свинка. Моя попутчица отказалась (она вообще ела раза в три меньше среднестатистического человека), так что мясо за десять лева (5 евро) ел я один. На блюдце мне принесли одну кругленькую котлету. Впрочем, фарша пошедшего на неё хватило бы на две тефтельки, одной из которых Карлсон украсил верхушку своей башни. Котлета чуть больше обычной, очень вкусная, но всё равно, явно завышенная цена. Но всё обошлось, она стоила всего полтора лева. И столько же я заплатил за буханку хлеба (попросив ещё немного соли).

Ночевали в полукилометре от гостиницы, у дороги (причём койка там в общей комнате стоит 6 лева, а отдельная комната - 10). Разложили палатку и от надвигающегося дождя устроили поверх хижину из еловых веток.

Мимо гуськом прошествовала четвёрка иностранцев. На добровечер они не отреагировали. Позже опознал их как немцев. Ещё потом на приветствие остановился седоватый мужик. А может, по предположению Инки, при виде нашего шалаша. Оказался Иерусалимцем (а в прошлом - откуда-то из или из-под Муромска). Посидели, поговорили (говорил он со мной, а общался в основном с Инкой), поел остатки нашего риса, отдал свой кашкавал (сыр на болгарском), отсоветовал ехать в Софию, предложив взамен увлекательный тур на теснокалейке (правда, медленно, но зато между гор!) и отбыл в хижину.

Ночью был дождь с грозами. Насколько сильный, не знаю. Две ели и навес помогли лишь частично, но времени сушить платку и спальники не было, так как спешили на Банско, на станцию. Мужик предупредил, что это туристический городок, но только прибыв туда мы поняли какой смысл он вкладывал в эти слова. Всюду строились гостиницы. Вместо ожидаемого городка деревенского типа, мы попали в швейцарские Альпы (или австрийские). Полное ощущение, что находились в центре Европы. Горнолыжный курорт. Как только выпадет снег. Но у меня это всё вызвало ощущение какой-то искусственности. Приниженной стилизации. Мол, вот, мы тоже Европа. Хотите - сделаем так, хотите - по-другому.

Отстраивающийся туристический районе перешёл в смешанный (по дороге встретились две девушки столичного вида, предположительно москвички) и далее - просто город. Но всё чисто, никакой разрухи. На запасном пути вокзала стоял паровоз с одним вагоном. Предположил, что он нас и повезёт.

Вокзал - типичный провинциальный вокзал маленького городка, а прибывший через полтора часа поезд о тёх вагонах походил на трамвай. Ехать предстояла 5 часов со скоростью от 15 до 30-40 км./ч. между горными деревнями. Трясло и качало.

На второй час это очень надоело и стали жалеть, что отказались до Софии (билет был до самого Бургаса, с пересадкой на обычный поезд).

Наконец часам к восьми доехали до конечной, города Семптемвери. 4 часа ожидания. Посидели в местном "ночном клубе" (оказался баром). Пиво стоило дёшево даже относительно израильских супермаркетов. Потом сидели в тепле вокзала. 4 человека: я, Инка, спящий мужик и бормочущая старушка. Большую часть времени не спали только двое: я сторожил сумки, а старушка всё что-то бормотала про себя. В гулком помещении её громкий шёпот звучал заклинанием. Время от времени она подходила к автомату горячих напитков, брала стаканчик капучино и садилась на место. Выпивала, после чего собирала пальцем оставшуюся пену и снова начинала что-то бормотать. Очередной стаканчик она вкладывала в уже имеющиеся. А потом автомат проглотил её деньги, не дав ничего взамен. Она что-то огорчённо приговаривала, нажимала на кнопки и едва-едва шлёлапа ладошкой по корпусу. Садилась, снова вставала... Потом пришёл проводник, взял два стаканчика кофе и ушёл. Успокоившаяся было старушка снова стала выспрашивать у автомата свои деньги. Наконец Инна поднялась (аппарат то сам, то из-за нажатий старушки издавал резкий гудок), взяла нам по стаканчику молока. Спросила у старушки, хочет ли она чего-нибудь. Та что-то путано говорила и показывала на кнопки. На вопрос: "Вы хотите что-нибудь, да или нет?", - она только застенчиво улыбалась и едва заметно кивнуло головой.

А потом был поезд и "первый класс" (ехать предстояло 6 часов, а поспать удалось - едва ли 3). Дверь от тряски приоткрывалась (из корридора тянуло холодом и шумом). Ещё проводних что-то пытался нам объяснить. Предполагаю, что он взял с нас деньги за меньшее расстояние и давал указание что ответить его сменщику. Тот пришёл под утро, что-то спрашивал, а я только хватался в за наполненную туманом голову. Ушёл.

Из Бургаса нам предстояло поехать в рыбацкую общину Несебэр. Городок также оказался туристским. Только привлекательным в нём была его историческая часть, старый город. Изначально он был римским форпостом, а позже, с 12 по 19 век стал центром иконописи. Культурным, экономическим и религиозным центром. Старинные (от совсем старого города остались только в общей сложности 100 метров стены, которая когда-то выдавалась в море, образую защиту гавани для трёх городов).

Старинный дома, снова Жигули с иномарками... Сувенирные улицы, более или менее робкие-настойчивые женщины, предлагающие бусы и турецкое золото ("на каком вы языке разговариваете? немецком? Битте, вери гуд синг!")... Много ресторанов с меню на основе морепродуктов, немного настоящих рыбаков... Музей у входа в старый город, чайки и много (видел три) галереи икон, в которых выставлялись и продавались иконы, которые тут же, за открытой дверью и рисовались.

А в других городах сидят бабушки, разложившие свой товар и его же вяжущие/шьющие. Сувениры какие угодно, только не болгарские (дудочка там была местная). Немецкие каски, советские ордена времён Второй Мировой, значки, муз. инструменты, тросточки, старинные бинокли, утюги...

Вернулись в Бургас. В 12 следующего дня предстоял вылет в Израиль. Поели в туристическом (но всё равно не слишком дорогом) ресторане болгарской кухни (ткнув наугад, я получил то же блюдо, которое пробовал в ресторане "Малая Прага" в Тель-Авиве, только дешевле в 2-3 раза), переночевали на берегу моря в палатке, встретили зарю и рассвет.... А потом сели на автобус и приехали в аэропорт.

На его территорию мы вошли просто. Просто вошли, минуя не слишком внимательного охранника. Очень быстро прошли паспортный контроль. Оставалось ещё два часа (в болгарском дьюти-фри цены в три раза превышали магазинные, плюс ещё на треть пытались наколоть с обменным курсом лев->евро).

Ещё будучи в Болгарии, я чувствовал себя в Израиле. Вокруг гомон, иврит... Летели у нормального окошка, перед крылом. Пофигистичные израильтяне под конец довели болгарский персонал до белого каления. А на выходе девушкам приходилось ещё и дружелюбно улыбаться, и благодарить.